Как справиться с проверяемым безударным гласным? 15.01.2025

Младшие школьники в процессе овладения письменной речью часто до-пускают ошибки в орфограмме «Проверяемый безударный гласный звук в корне слова».

Слово «орфограмма» в переводе с греческого языка означает «правильная буква». Таким образом, правила позволяют определить условия нахождения «правильной буквы».

На уроках ученики изучают правила для безошибочного написания слов с данной орфограммой. Но не всегда знание правил препятствует орфографическим ошибкам в работах.

Попробуем разобраться в трудностях, которые встречаются на пути освоения этой орфограммы. Ключевым словом для данной орфограммы является «проверяемый звук», а значит основной трудностью учащихся будет именно, узнавание орфограммы, которую нужно проверить, а также верный подбор проверочного слова. Чтобы преодолеть данные трудности, учащийся должен предварительно овладеть следующими знаниями и умениями:

В названии орфограммы мы видим, что главным является гласный звук. Значит важно уметь: быстро различать гласные и согласные звуки; выделять безударный звук. Тут же требуется навык постановки ударения, определения места ударного звука в слове, а также различение ударного и безударного звука.

Второй важной составляющей будет умение быстро находить корень слова. При этом нужно различать схожие слова по написанию и разные по значению. Сложен и подбор проверочного слова. Оно обязательно должно быть однокоренным и проблемный звук должен стать ударным.

Для помощи школьнику необходимо отработать до автоматизма все этапы.

  • Ученик должен знать, что из 10 букв, обозначающих гласные звуки, проверять нужно только 5. Это буквы А, О, И, Е, Я. На этих гласных стоит заострить внимание. Выделять их в словах (на слух и на письме), подсчитывать их количество в предложениях, вставлять пропущенные буквы в слова, отгадывать слова по описанию, подчёркивать.
  • Необходимо помочь ребёнку осознать, что если гласный звук ударный, то он произносится чётче и громче остальных гласных и его точно проверять не надо. А вот всё внимание нужно уделить именно безударному звуку. Упражнения на выделение безударных и ударных звуков, подбор однокоренных слов, с заменой ударности в словах, позволят сформировать и закрепить этот навык.
  • Для быстрого нахождения корня в слове могут помочь следующие задания: в группе однокоренных слов выделить корень, найти проверочное слово, образовать новые слова разных частей речи; определить значение каждого слова; отличать однокоренные слова от слов с похожими корнями, находить лишнее слово в ряду однокоренных слов.
  • Для закрепления темы очень эффективно писать с ребёнком слова, а позже и предложения с проговариванием написания каждой гласной в слове.